Особенности работы с учащимися с РАС при обучении программированию на SCRATCH

Современные информационные компьютерные технологии позволяют существенно облегчить и ускорить развитие и обучение детей с ОВЗ. Грамотно подобранные задания позволяют детям быстрее усваивать материал, а игровая форма подачи помогает удерживать внимание обучающихся.

В работе с детьми-аутистами в качестве инструмента для реабилитации и социализации использую программирование на Scratch.

Scratch — визуальная событийно-ориентированная среда программирования для обучения школьников младших и средних классов.

Scratch создан как продолжение идей языка Лого и конструктора Лего. Программы на Scratch состоят из графических блоков, подписи к которым зависят от выбранного для интерфейса языка. Может быть выбран один из 50 языков интерфейса, включая русский.

Основными компонентами Scratch-программы являются объекты-спрайты. Спрайт состоит из графического представления — набора кадров-костюмов и сценария-скрипта. Для редактирования костюмов спрайтов в Scratch встроен графический редактор Paint Editor. Действие Scratch-программы происходит на сцене с центром координат в середине сцены.

Для программирования сценариев в Scratch блоки из палитры блоков перетаскиваются в область скриптов.

По функциональному назначению блоки делятся на 8 групп, принадлежность блока к той или иной группе обозначается его цветом.

Программирование на Scratch напоминает игру с конструктором Лего в которой программу составляем из цветных элементов (скриптов).

С сентября 2017 года начал заниматься с группой детей с РАС. На ознакомительных занятиях выявил особенности каждого ребёнка и способ проведения занятия.

И — гиперактивный ребёнок, постоянно произносил монологи из рекламы, длительно считал на немецком языке, если его что-то заинтересовало в классе, мог подолгу разглядывать или пытаться брать в руки.

А — «ходячая записная книжка» для мамы. Помнит множество всякой информации: номера телефонов, даты, имена и фамилии и т.д. Соорентирован работать строго по времени.

В — педантично выполняет работу, особенно, если ему это нравится. Требуется очень подробно разъяснять, что сегодня будем делать, какой получим результат и сколько затратим времени. Не терпит замечаний во время занятия. Может «зависнуть» над выполнением чего-либо и ожидаемого результата на занятии не достигнем.

Е — боится самостоятельно выполнять уже знакомое задание. Трудно удержать его внимание. Как только «выпадает» из темы занятия, начинаем монотонно раскачиваться и издавать различные звуки.

Практически не имея точек активного соприкосновения с миром, эти дети могут не реагировать явно и на нарушение постоянства в окружении. [2, с. 4]

Детям с РАС сложнее всего сосредоточиться на вещах, которые им неинтересны. Занятия по обучению программированию на Scratch дают возможность переключать внимание ребёнка с одного действия на другое, более интересное для него.

Можно выбирать спрайты, которые больше всего нравятся ребёнку и строить программу подходящую для любого спрайта. Это может быть перемещение и озвучивание, выбранного спрайта.

Обучения любого ребёнка начинается с ознакомления с программой. Котёнок, который двигается по экрану и даже мяукает никого не оставляет равнодушным. Детям хочется повторить такие действия, а когда получается, то хочется творить дальше.

Самое главное при программировании с детьми с РАС использовать один алгоритм при действии со спрайтами, но менять спрайты.

Для детей И и Е потребовалось шесть занятий, чтобы смогли самостоятельно применять простейший алгоритм. Дети А и В после третьего занятия успешно программировали новые спрайты.

Материал подбирается таким образом, чтобы за одно занятие была закончена одна мини-программа.

Однако ребёнок с РАС прекрасно сосредотачивается на том, что любит или хочет в данный момент. Поэтому занятия чаще приходится проводить индивидуально, использовать особенности каждого ребёнка и его состояние перед занятием. Программирование на Scratch даёт возможность индивидуализировать занятие, но достичь цели занятия.

В при создании новых спрайтов во встроенном графическом редакторе Paint Editor может «зависнуть» и тщательно вырисовывать спрайт (его особенность). Прерывать его не имеет смысла. После завершения создания нового спрайта, этап программирования проходит на более высоком эмоциональном уровне.

Наибольшая сложность – добиться сосредоточения от ребёнка с РАС на малоинтересном ему предмете, и особенно трудно это сделать тогда, когда ребёнок плохо устанавливает глазной контакт.

При работе с Л — не говорящей девочкой с РАС понадобилось четыре месяца для получения положительной динамики. (Ранее с компьютером не работала). В данном случае говорим не об обучении, а о социальной реабилитации. На экране показывал перемещение различных спрайтов, различные звуки, но реакция была одинакова. Она не смотрела на экран, мышкой не работала. Подбор обучающих игр, специально созданных для Л и выборка обучающих программ из интернета дали положительный результат. В настоящее время Л уверенно определяет необходимый спрайт на экране, совмещает его с курсором и выполняет определённые действия. Стала проявлять положительные эмоции после самостоятельного выполнения мини-программ.

Главная неприятность заключается в том, что при неумении концентрироваться легко развивается проблемное поведение.

Плохо говорящий ребёнок с РАС М — основной его интерес — это карандаши. С карандашами может заниматься неограниченное время. Усидчивость и интерес к обучению отсутствуют. с компьютером знаком дома. Основное занятие — бессмысленное «лазание» по меню. Что происходит на экране его абсолютно не интересует.

Таких детей можно мимолетно заинтересовать, но привлечь к минимально развернутому взаимодействию крайне трудно. При активной попытке сосредоточить ребенка произвольно, он может сопротивляться, но как только принуждение прекращается, успокаивается. Негативизм в этих случаях не выражен активно, дети не защищаются, а просто уходят, ускользают от неприятного вмешательства. [3, с.24]

Для такого ребёнка занятия один раз в неделю недостаточно. Глазной контакт не установлен. Добиться сосредоточенного внимание не удалось.

За рубежом пишется множество обучающих программ для детей с РАС их родителями. Такая же жизненная ситуация возникла  перед Сарой Полито, у которой росли два мальчика, страдающих РАС, которые с раннего детства проявили интерес к компьютеру. Мать разработала для них ряд специальных обучающих программ, которые полностью отключали мышь и клавиатуру, оставив командной только клавишу «Пробел». Дети сами могут управлять своим обучением.

Все программы Сары Полито оснащены очень качественными рисунками, фотографиями, gif-анимациями, звуковым сопровождением и видеофрагментами. Они сопровождаются ненавязчивой музыкой и дикторским сопровождением — но все они не русифицированы.[1]

Аналогичный способ применил для программ на Scratch. При работе с неговорящей и слабо владеющей руками девочкой В возникла сложность при управлении спрайтами, мышка в руке не держалась и нажать на нужную клавишу было невыполнимой задачей, поэтому все обучающие программы перепрограммировал на управление клавишей «Пробел». После этого у В появился интерес к обучающим программам.

Программирование на Scratch можно представить как игру в которой имеются чёткие команды и для выполнения определённых действий их требуется небольшое количество. Например: заставить котёнка перемещаться по экрану от края до края, в момент касания мяукнуть и письменно произвести какую-нибудь фразу. Такая программа достаточно быстро набирается ребёнком и появится закономерная возможность похвалить и поощрить ребёнка. В дальнейшем это может быть более сложным задание для завершение которого потребуется большее количество времени или предложить увеличить скорость выполнения задания или поменять спрайт.

Главное когда ребёнок слушает задание (инструкции) необходимо добиваться долгого глазного контакта перед началом выполнения задания по созданию программы.

Как правильно инструктировать ребёнка с РАС по поводу программирования на Scratch:

  • Постарайтесь употреблять только те слова, которые используются в скриптах. Например, вы должны сказать Котёнок должен идти 10 шагов / если окажется «на краю, оттолкнуться» / чтобы котёнок не переворачивался выбрать «стиль вращения влево-вправо», но не распространяться с долгим пояснением наподобие: «Я хочу, чтобы ты котенка научил двигаться по экрану от одного края до другого и не переворачиваться вверх ногами»
  • Постоянно повторяйте ключевые команды (скрипты), чтобы ребёнок мог быстро перемещать фокус внимания внутри программы, которую должен написать ребёнок. Например, «Когда щёлкнут по флажку» (Это начало любой программы), «Всегда» (Скрипт без которого не будет работать ни одна программа), «Если (условие), то» (Скрипт для выполнения дальнейшего действия по условию) и т.д.
  • Если ваш ребёнок произносит название скрипта, подхватывайте его и возвращайте. Это лучшее подтверждение полного объединения вас обоих в создании программы и знак совместного внимания к одному предмету и процессу.
  • Комментируйте процесс создания программы и кратко предлагайте варианты использование следующих скриптов. Такая поддержка вдохновляет ребёнка на продолжение процесса программирования (построение «кирпичиков» как при игре с Лего).[5]

Чтобы помочь ребёнку концентрировать внимание на выполнении задачи создания программы, вы можете использовать классические приёмы – моделирование и совместное проделывание действий рука-в-руке. Например, сначала вы просите у ребёнка отдать мышку, сами подводите курсор мышки к нужному скрипту, а затем передаёте мышку ребёнку и он выбранный скрипт сам ставит в программу на нужное место. При этом напоминаете ему: «Смотри, что ты делаешь!».

Детям с РАС обязательно нужна смена деятельности! Хорошим подспорьем в этом процессе могут стать переключение на короткую игру, которая нравится ребёнку и не занимает много времени. Когда это необходимо сделать предупреждаем ребёнка об этом с указанием времени на игру.

Имеет смысл избегать программирования, которое кажется бесконечным и не имеют чёткой цели.Например, перемещение спрайтов по экрану без цели получения конечного результата в виде игры или обучающей программы. Заменить это следует либо временным ограничением («Рисуем танк» — если ребёнок представляет вид сверху), либо чётким шаблоном для результата («Рисуем прямоугольник – это корпус танка. Рисуем ещё два прямоугольника – это гусеницы танка. Рисуем закрашенный круг – это башня. Рисуем узкий прямоугольник – это ствол танка.

Цвет отдельных частей предлагается выбирать самостоятельно. Сразу можно определить и настроение и воображение ребёнка. (Одинаковых танков никто на рисовал)

Если ребёнок уже понимает условные конструкции для последовательности действий (если мы сделаем то-то и то-то, то будет это), вы должны чётко описывать последовательность запланированной программы. Например, «Сначала – рисуешь танк, затем – учим танк ездить».

Понимание ребёнка того, что сейчас он сделает что-то ещё не совсем понятное, подстёгивает интерес к рисованию танка. Само программирование становится для ребёнка более увлекательным, а результат работы приводит в восторг. Его рисунок начинает перемещаться, если подключить звук двигателя танка, то восторг усиливается, а когда танк «учим» стрелять, то на следующих занятиях ребёнок из этих заготовок может сделать игру танкового боя.

И обязательно хвалите ребёнка за полностью выполненное задание. Например, «Молодец! Такой замечательный танк создал! Покажи как ты им управляешь!».

После нарисованного танка один из детей И ещё два занятия только управлял своим танком. В создавал новые танки по подобию предыдущего занятия. После таких творческих занятий эмоциональный фон длится не одно занятие.

При организации занятий по программированию на Scratch следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным.

Основными принципами и правилами работы должны стать: индивидуальный подход к каждому ученику; предотвращение наступления переутомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материалами небольшими дозами).

Последовательно переходим от индивидуального обучения к занятиям небольшими группами. [4, с. 58]

Все, что происходит на занятии, должно сопровождаться эмоциональным комментарием, в ходе которого необходимо проговаривать все действия и ситуации.

Не забывайте, что поведение ребенка во время занятия может быть самым разным. Если он вышел из состояния равновесия, следует сохранять спокойствие, не ругать, а понять, чего ребенок хочет в данный конкретный момент и постараться помочь ему выйти из состояния дискомфорта.

Выбирая для занятия сюжет программы, осторожно и ненавязчиво предлагайте различные варианты. Следуйте за ребенком, используйте его естественные интересы, отталкивайтесь от предпочтений ребенка и от вашего педагогического чутья.

В дальнейшем приобретенные навыки помогут ребенку с профориентацией (основы дизайна, набор текста, работа с орг. техникой.). В завершение хотелось бы еще раз напомнить о том, что работа должна быть системной и проводиться в комплексе с другими специалистами. Ни в коем случае обучение ребенка не сводится только к занятиям за компьютером!

Литература:

1. Компьютерные программы для детей с аутизмом. ULR: http//allautism.ru/articles/1/77/

2. Лебединская, К.С., Лукашова, И.Д., Немировская, С.В., Клиническая характеристика синдрома детского аутизма/ Ранний детский аутизм под ред. Т.А. Власовой, В.В. Лебединского, К.С. Лебединской. М.: НИИД АПН СССР. 1981. 156 с.

3. Никольская, О.С., Баенская Е.Р., Либлинг, М.М. и др. Дети и подростки с аутизмом. М.: Теревинф. 2005. 220 с.

4. Нуриева, Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки. М.: Теревинф. 2003. 160 с.

5. Paying attention: children with autism spectrum disorder (ASD). ULR. http://raisingchildren.net.au

Поделиться ссылкой:

2 comments Add yours
  1. В статье рассматривается личный опыт обучения детей с РАС программированию на Scratch в системе дополнительного образования и как средство реабилитации детей с РАС.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.